» » Программа предметного кружка, 10-11 класс

Программа предметного кружка, 10-11 класс


Здесь Вы можете скачать Программа предметного кружка, 10-11 класс для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан







Программа предметного кружка

«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»



Ларина Светлана Вячеславовна, высшая категория

10-11 класс




2010-2011 учебный год








Ларина Светлана Вячеславовна

учитель химии

высшей категории

МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных

предметов»

Г. Нижнекамска Республики Татарстан


Пояснительная записка

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Испытывают трудности по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.

Между тем эти разделы общей химии занимают важное место в Кимах ЕГЭ по химии.

Цели кружка:

  • ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников,

  • выработки у школьников навыка решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.

СТРУКТУРА предметного кружка «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ» (138 часов)


№ темы


Тема занятия

час

Примечание

1-5.

Основные химические понятия

10

Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из понятий


6.

Основные химические понятия.



2

Индивидуальная работа.



7-8

Основные законы и теории химии

4

Повторение, закрепление и систематизация основных законов и теорий химии. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому закону и теории




9-13


Важнейшие вещества и материалы на их основе


10



Повторение, закрепление и систематизация важнейших веществ и материалов по РДК 3. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из веществ и материалов

14.

Важнейшие вещества и материалы на их основе


4

Индивидуальная работа.

15.

Химическая номенклатура

2

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

  2. определять изомеры и гомологи1

16.

Химическая связь

6

  1. объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)

  2. объяснять природу и способы образования донорно-акцепторной и координационной химической связи


17.

Строение вещества

2

  1. объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения

  2. определять тип кристаллической решетки

18.

Скорость химической реакции. Химическое равновесие


6

  1. объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

  2. объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул, определять направление смещения химического равновесия в растворах электролитов


19.

Периодическая система Д. И. Менделеева

4


  1. характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева

  2. характеризовать . s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева

20.

Основные классы неорганических веществ

6

  1. характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений

  2. объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева, составлять уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства кислородсодержащих соединений галогенов, пероксидов, превращений кислой соли в среднюю и наоборот, щелочных металлов в реакции с кислородом, характеризовать химическое производство аммиака и серной кислоты.

21.

Основные классы органических соединений

8


  1. характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

  2. характеризовать строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов), химическое производство метанола, природные источники углеводородов и их переработку

22.

Основные классы органических соединений

8


  1. определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

  2. составлять уравнения химических реакций, подтверждающих генетическую связь органических и неорганических веществ, правило Марковникова, схемы электронного строения функциональных групп, методы синтеза высокомолекулярных соединений


23.

Валентность и степень окисления

2

  1. определять валентность и степень окисления химических элементов

  2. определять характер взаимного влияния атомов в молекулах

24.

Химическая связь и пространственное строение

4


  1. определять тип химической связи в соединениях

  2. определять пространственное строение молекул, радиусы атомов, электроотрицательности, длины и энергии связи и их периодические изменения

25.

Электролитическая диссоциация. Ионы

4

  1. определять заряд иона, уметь составлять уравнения электролитической диссоциации

  2. определять типы реакций в неорганической и органической химии, степень диссоциации электролитов


26.

Характер среды водных растворов. Гидролиз

4


  1. определять характер среды в водных растворах неорганических соединений

  2. определять характер среды в водных растворах органических веществ (аминокислот и др.)


27.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

4

  1. определять окислитель и восстановитель

  2. составлять уравнения электролиза расплавов и растворов солей, составлять уравнения ОВР в органической химии

28.

Распознавание неорганических и органических веществ

6

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

29.

Расчетные задачи

6

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

30.

Расчетные задачи

6

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях

31.

Расчетные задачи

6

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции

32.

Расчетные задачи

6

Расчеты теплового эффекта реакции

33.

Расчетные задачи

6

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

34.

Расчетные задачи

6

Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

35.

Расчетные задачи

6

Нахождение молекулярной формулы вещества.

итого


138 час



Формы проведения занятий: групповые, парные и индивидуальные. Желательно повторение теоретического материала дома, перед занятием по этой теме.

Учитель ведет тематический учет результативности образовательного процесса для каждого ученика, что позволит впоследствии дать рекомендации об ожидаемых результатах и целесообразности участия выпускника в ЕГЭ.


ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

В какой бы форме ни проводились экзамены, главным условием успешной сдачи его является хорошее знание предмета. Однако, известно немало примеров, когда учащиеся с достаточно прочной подготовкой по химии (и не только по химии), не смогли получить хорошие результаты на ЕГЭ. Одна из причин – недостаточно сформированы навыки работы с тестами, но простое натаскивание выпускника по тестам вряд ли даст хорошие результаты. Требуется вдумчивая системная работа высококвалифицированного преподавателя, желательно в профильном естественнонаучном классе. Необходимо тематическое повторение материала, с последующей проработкой тестов.

Рассмотрим элементы содержания ЕГЭ по химии, нашедшие отражение в кодификаторе, которые должны быть обязательно включены учителями в тематические планы для учащихся, планирующих участие в ЕГЭ:


Таблица 1. Содержание кодификатора ЕГЭ по химии 2010-2011 года

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Химический элемент

Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.]

Вещество

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.

Способы образования ковалентной связи. Длина и энергия связи. Образование ионной связи.

Понятие об электроотрицательности химических элементов. Заряды ионов. Степень окисления.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

Многообразие неорганических веществ. Классификация неорганических веществ.

Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характеристика металлов – меди, хрома, железа [по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов].

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов:

[простых веществ (металлов и неметаллов)];

оксидов (основных, амфотерных, кислотных);

оснований, амфотерных гидроксидов, кислот;

солей [средних и кислых].

Взаимосвязь неорганических веществ.

Основные положения и направления развития теории химического строения органических веществ А.М Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ.

Многообразие органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.

Гомологи и изомеры углеводородов.

Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов, их свойства.

Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение, свойства. Гомологи бензола [толуол].

Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических соединений.

Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений:

предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола;

альдегидов и предельных карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Жиры.

Углеводы, их классификация.

Амины.

Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.

Химическая реакция

[Классификация химических реакций.]

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.

Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена.

Реакции окислительно-восстановительные.

Коррозия металлов.

Гидролиз солей.

Электролиз расплавов и растворов солей.

[Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения:

углеводородов;

кислородосодержащих соединений;

азотсодержащих соединений.]

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов:

неорганических веществ;

углеводородов и кислородосодержащих органических соединений.

Познание и применение веществ человеком

Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ. Правила обращения с веществами и оборудованием.

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. [Качественные реакции неорганических и органических веществ.]

Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). [Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды.]

Природные источники углеводородов, их переработка.

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.

Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции.

Расчеты: теплового эффекта реакции.

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Нахождение молекулярной формулы вещества.


Литература:

1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М. : Дрофа, 2001. – 576 с.: ил.

2. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 8-9 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: – (Дидактические материалы)

3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 10-11 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.: – (Дидактические материалы)

5. Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.

6. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.

 7. Кимы по химии разных лет.




1





Другие материалы из категории Химия



  • Рейтинг@Mail.ru