» » Химические свойства металлов, 9 класс

Химические свойства металлов, 9 класс


Здесь Вы можете скачать Химические свойства металлов, 9 класс для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Губарева Вера Александровна, г.Нижнекамск РТ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Г.Нижнекамск, Республика Татарстан










«Общие химические

свойства металлов»






Конспект урока для 9 класса

в сопровождении презентации









Выполнила

Учитель химии

Губарева Вера Александровна














Нижнекамск 2010

Урок по теме:

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности».


Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: мультимедийный

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;

  • развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;

  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;

  • Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы:

на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива, спиртовка, щипцы, спички.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, натрий, эксикатор с водой, фенол-фталеин.

Оснащение урока.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.

Ход урока:


I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

Сообщение темы урока слайд №1,2.


II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы классу:

    1. По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 3).

    2. Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.

    3. Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

    Почему?

    2. Программированный опрос

    (учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

    В тесте выделены ответы – верные и неверные.

    Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.


    « Самопроверка». слайд№4

    Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

    4 правильных ответа – «4»

    3 правильных ответа – «3»


    III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)

    Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

    Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение. слайд№5

    Почему одни металлы можно хранить в обычном состоянии, а другие либо в запаянном сосуде, либо под слоем керосина? слайд№6

    Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.


    Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными слайд№7


    1) Взаимодействие металлов с простыми веществами. слайд№8

    Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).


    Техника безопасности

    Лабораторный опыт №1. Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки. слайд№9

    Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.


    Демонстрационный опыт (видеоклип): горение магния в кислороде. слайд№9

    Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

    ( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

    Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.


    Демонстрационный опыт (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором. слайд№10

    Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.


    Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами. слайд№10, 11

    Al + I2

    Fe + S →

    Na + N2

    Ca + P


    Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз.


    2) Взаимодействие металлов с водой. слайд№12


    Активные металлы(LiNa) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2

    Металлы средней активности(MgPb) + вода → оксид металла + Н2

    Неактивные металлы (BiAu) + вода → не реагируют


    «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

    слайд №13.

    Демонстрационный опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)

    Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.


    Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой. Слайд№14

    Al + H2O

    Zn + H2O

    Ag + H2O


    Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.


    3) Взаимодействие металлов с кислотами. слайд №15.

    Лабораторный опыт №2. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ

    1 вариант - Zn + HCl

    2 вариант - Cu + HCl

    3 вариант – Fe + HCl

    Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

    Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

    Zn + HClZnCl2 + H2

    Fe + HClFeCl2 + H2

    Cu + HCl → не идёт

    Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.

    Объясните результаты опыта.

    Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют. . слайд №16

    Но для этой реакции есть несколько поправок.

    1. Если образуется растворимая соль;

    2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;

    3. Кроме концентрированной серной и азотной кислот.


    1. Взаимодействие металлов с солями. слайд №17

    Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.

    Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

    Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

    Fe + CuCl2FeCl2 + Cu

    FeCl2 + Cu → не идет

    Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот

    Объясните результаты опыта.

    Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.


    Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций. слайд №18

    Ag + CuCl2

    Zn + FeCl3

    Fe + AgNO3


    IV. Закрепление нового материала. слайд №19


    1. Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:

    С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.

    1. Ответить на вопросы.

    • С какими веществами реагируют металлы?

    • Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?

    • Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?

    • Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?

    • Где применить полученные знания?


    Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.


    V.Итоги урока. «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.


    VI. Домашнее задание.

    1. Для всех: §8 , упр. 7,8 (письменно)

    2. Придумать кроссворд по теме «Металлы»



    Литература:

    Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2008


    Использованные интернет – источники:

    Слайд №6 взят из презентации Т.Я.Генераловой «Ряд напряжений металлов»

    Анимационные картинки – http://tana.ucoz.ru/load/115-6-2

    Видео опыты - http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html

    Физкультпауза – интернет-источник неизвестен



    Другие материалы из категории Химия



    • Рейтинг@Mail.ru