» » Конспект урока на тему "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ"

Конспект урока на тему "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ"


Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ" для предмета : ОБЖ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

ОСНОВЫ

ЗДОРОВЬЯ






(для ДОУ)




"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО,

ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И

ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"


( Устав ВОЗ, Женева, 1968 г.)


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

  • Нормальная функция организма на всех уровнях его

организации

  • Динамическое равновесие организма и его функций с

окружающей средой

  • Способность организма приспосабливаться к постоянно

меняющимся условиям существования в окружающей среде

(адаптация)

  • Отсутствие болезни, болезненных состояний либо

болезненных изменений

  • Способность к полноценному выполнению основных

социальных функций, участие в общественно полезном труде

при максимально активной жизнедеятельности человека

  • Полное физическое, духовное, умственное и социальное

благополучие, гармоническое развитие физических и

духовных сил


СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЗДОРОВЬЕ"



  • Физическое (соматическое)

здоровье

  • Психическое здоровье

  • Социальное здоровье


__________________________

soma (греч.) – тело

О

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – экономическая (преимущественно социальная )

категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей

БРАЗ ЖИЗНИ


ОБРАЗ ЖИЗНИ

система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная) категория

СТИЛЬ ЖИЗНИ – особенности поведения конкретного человека или

группы людей (социально-психологическая категория)


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ –

способ жизнедеятельности

соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций



КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  • РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ (УЧЕБНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

  • РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

  • ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

  • РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

  • СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

  • ЗАКАЛИВАНИЕ

  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ПСИХОГИГИЕНЫ (УМСТВЕННОГО ТРУДА)

  • ПОЛОВАЯ КУЛЬТУРА, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ

  • ПРОФИЛАКТИКА АУТОАГРЕССИИ

  • ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • КОНТРОЛЬ ЗА СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ


УКЛАД ЖИЗНИ – национально-общественный порядок жизни, быт,

культура




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


  • гармоничное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие

  • уровень резистентности (сопротивляемости) организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней и внутренней среды

  • функциональное состояние органов и систем на момент обследования

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденной патологии


Г Р У П П Ы З Д О Р О В Ь Я

I – здоровые, нормально развивающиеся дети и подростки, без функциональных отклонений


II – здоровые дети и подростки при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений (предмиопия, единичный кариес, уплощенная стопа, нарушение осанки и т.д.)


III – дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии компенсации; физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; резистентность снижена


IV - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии частичной компенсации (субкомпенсации); физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; функциональные возможности и резистентность снижены


V - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии декомпенсации (обострения); физическое и нервно-психическое развитие значительно нарушено; значительно снижены функциональные возможности и резистентность

ТЕНДЕНЦИИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


  • практически здоровых первоклассников около 12 – 15 %

  • число здоровых выпускников школ около 5 %

  • с 1-го по 8-ой классы число здоровых детей снижается в 4 раза

  • число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30 %

  • число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза

  • с аллергическими болезнями – в 3 раза

  • с заболеваниями крови – в 2,5 раза

  • с нервными болезнями – в 2 раза


  • до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления против 20 – 30% в общеобразовательных школах

  • к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций

  • у 80% учащихся школ нового типа обнаруживается повышенная невротизация


  • функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у

  • 30% младших школьников

  • 24% учащихся 5 – 9 классов

  • 20% старшеклассников



ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ


  • преобладание статических нагрузок, сокращение объема двигательной активности приведет к снижению сопротивляемости детского организма;


  • рост стрессогенных воздействий приведет к ухудшению нервно-психического здоровья, снижению иммунитета, росту заболеваний желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистой дистонии;


  • ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых так и хронических заболеваний;


  • неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка способствует росту как острых так и хронических заболеваний, особенно аллергических



Другие материалы из категории ОБЖ



  • Рейтинг@Mail.ru